Пятница, 29.03.2024, 02:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Американский функционализм

Предмет – сознание, но функционалистов не интересует строение сознания. Изучают:

1.      Как сознание функционирует, работает?

2.      Какова роль сознания (психики) в жизнедеятельности организмов?

 

У. Джемс (1842 – 1910)

Основатель философии прагматизма: истинно то, что полезно.

I блок: проблемы исследования сознания. Теория элементов сознания и актов сознания не устраивают Джемса, так как присутствует атомизм. Теория потока сознания, для объяснения которой – моторная теория сознания. Согласно этой теории, первичным является двигательный (моторный) образ мира. Например, у детей элементарный анализ – в действии (чтобы узнать, что внутри, надо сломать).

II блок: проблема исследования эмоций.

1884 –85 г. – У. Джемс и Ланге независимо друг от друга сформулировали периферическую теорию эмоций Джемса-Ланге.

 

 

Но в этой схеме нет эмоций.

В кору поступает обратный поток импульсов от рабочих органов. Это и есть эмоции. Они вторичны (сначала мы плачем, потом нам становится грустно). Механизм адаптации – любые психические реакции, кроме эмоций.

Критика:

-  по теоретической линии: за эпифеноменализм – явление имеет место, но не имеет значения (тень). Эмоции должны выполнять какую-либо адаптивную функцию. Оказалось, что они выполняют ее в новых, оригинальных, опасных ситуациях. Функция мобилизации физических и психических ресурсов организма. На фоне этой мобилизации происходит ускоренное получение информации, ее переработка, опробация выходов из ситуации. При этом могут возникнуть новые варианты поведения, которые позволяют выйти из ситуации.

-  по экспериментальной линии: эмоции связаны с периферическими сдвигами. Что будет, если искусственно вызвать эти сдвиги? Испытуемые говорили: «Я чувствую себя так, как если бы я был испуган». Следовательно, периферических сдвигов недостаточно.

III блок: проблема личности.

Джемс впервые вышел на целостную личностную проблематику.

Структура внутреннего мира личности (психического склада личности) по Джемсу:

 

 

 

 

 

 

 

Эмпирическое Я – Я познаваемое (многообразие качеств, которые человек может обнаружить и оценить в себе). Это Я дискретное и изменчивое. Изменения происходят в отдельных свойствах, предметах и явлениях и зависят в первую очередь от возраста.

Телесное Я – особенности организма человека.

Вещное Я – объекты, которые человек считает своими.

Социальное Я – качества, которые проявляются во взаимодействии с людьми. У каждого человека столько социальных Я, сколько существует взаимодействий. Эта идея о множественности социального Я явилась предпосылкой для создания ролевой теории личности.

Психологическое (духовное) Я – психические процессы, состояния и свойства человека, связанные с организацией деятельности, ее контролем и т.д.

Чистое Я – Я познающее, «стержень», невербализуемое ядро. Оно осуществляет функции самопознания и самоотношения и является непрерывным, постоянным.

Самопознание – безэмоциональное, беспристрастное отражение особенностей своего эмпирического Я.

Самоотношение – эмоционально окрашенное, пристрастное отражение своего эмпирического Я. (Формула самоуважения: успех/притязания)

 

Джон  Дьюи

(1859 – 1952)

Новая версия теории прагматизма – инструментализм: психика рассматривается как инструмент социального инженерного искусства. Массовидные психические феномены. Духовные продукты деятельности общества: наука, мораль, религия. Инструмент искусственно создан, может сломаться.

Мораль – инструмент: любые нормы целенаправленно создаются людьми для регуляции собственных взаимодействий, нет универсальной морали. Если нормы помогают нам, то их надо поддерживать, но если они устарели, их надо отбросить как ненужную вещь. Эта идея Дьюи подвергалась критике.

Религия как инструмент: чрезвычайно важна в обществе –

-  управление людьми;

-  оказание человеку психологической помощи;

-  консолидация людей.

Но все мировые религии уже устарели: они не соответствуют ментальности современных людей, им нечего взять от этих религий. Таким образом, они не могут выступать в качестве инструмента и надо создавать новую гуманистическую религию, которая позволяла бы управлять людьми на всей Земле. Эти убеждения лишали религию божественности, историчности, в результате чего появляются в большом количестве неорелигии, псевдорелигии, психорелигии. Р. Хаборд – дианетика: тоталитарная группа. «Хочешь быть богатым – создай новую религию». «Нарконон» – структура дианетической общины. Сайентологические общины. Мунисты, белое братство, кришнаиты. Большинство этих сект агрессивны, легко войти, но трудно выйти.

 

Стенли Холл

(1844 – 1924)

Проходил стажеровку у Вундта, потом создал в США свою лабораторию по примеру Вундта, но Холл проводил вундтовские эксперименты на детях и подростках, таким образом, вводит генетический метод исследования. Этот метод (изучение психики в развитии) имеет 2 разновидности:

1)      метод поперечных срезов;

2)      метод продольных срезов (лонгитюдный).

Метод поперечных срезов: исследования организуются следующим образом. Берем группу 5 лет, 6, 7, …, 20 лет. Мы ухватываем развитие психического процесса, но это разные дети, поэтому у каждого конкретного ребенка развитие может идти по-другому. Этим методом мы можем изучить предмет очень быстро, но индивидуальные прогнозы затруднительны.

Метод продольных срезов: берется одна группа и обследуется в течение длительного времени. Индивидуальность исследования, но очень длительное время.

В лаборатории Холла созданы опросники, анкеты, тесты.

С. Холл – основатель педологии: комплексная наука о детстве. В рамках педологии должны были объединиться представители всех наук, которые касаются детства. Но представители разных наук не понимали друг друга, поэтому возникла психолого-педагогическая наука о детстве.

Теория рекапитуляции: построена по образцу биогенетического закона Эрнста Геккеля («Эмбриогенез в краткой форме повторяет филогенез»). Холл: онтогенез как сжатая форма истории общества (развития психики, поведения). Но С. Холл чрезмерно детализировал. В настоящее время эта теория обобщается и подтверждается экспериментально.

В рамках теории рекапитуляции была описана роль игры в развитии ребенка: как важный механизм социализации. Игра позволяет человеку войти в социум, приобщиться к культуре.

1)      через игру транслируются накопленные в обществе знания, умения, навыки (игры детей один к одному совпадают с деятельностью взрослых);

2)      через игру транслируются обобщенные смыслы и ценности человеческой деятельности;

через игру транслируются морали равенства (равноправные паритетные отношения). Существует мораль послушания: взрослый человек лучше знает, что тебе хорошо, он действует в твоих интересах, а значит, ты должен беспрекословно его слушаться. Взрослые нормы морали дети получают только от сверстников