Суббота, 20.04.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Деятельностный подход. Роль среды в развитии психики ребенка. 1 часть

Факторы развития психики.

1)      Биологический фактор (наследственность и врождённость)

а) наследственность. По наследству человек получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, физические признаки, способность к прямохождению, строение руки как органа познания, особенное строение речевого аппарата.

Дети наследуют биологические инстинктивные потребности (в пище, в воде), наследуется тип ВНД. Все это психические особенности-задатки. На основе задатков формируются человеческие свойства и способности. Гены - это носители наследственной информации. Гены могут мутировать под влиянием внешних и внутренних причин, эти мутации могут объяснять различные аномалии (многопалость (6 пальцев), короткопалость, волчья пасть, дальтонизм, предрасположенность к некоторым заболеваниям, телесные различия между людьми).

б) врождённость. Особенности объясняются внутриутробной жизнью младенца (здоровье матери, родовая травма, женщина во время беременности переносит краснуху => у плода недостаточное развитие сердца, задержка развития; курение матери (никотин) => слабые лёгкие ребёнка; влияние оказывают также лекарственные препараты, могут быть дефекты в строении черепа (большеголовые дети)).

2) Социальные факторы (природная и социальная среда)

а) природная среда. Это физический мир (растительность, климат, воздух). Влияние природной среды осуществляется через социальную среду.

б) социальная среда даёт осн.толчок к психическому развитию. Условия жизни сами по себе не способны определить психическое развитие вида. В одних и тех же условиях могут формироваться разные личности, это зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребёнок. Среда определяет развитие ребёнка через переживание среды. Результат воздействия среды зависит от того, какие элементы преломляются через индивидуальные особенности ребёнка, какие переживания у ребёнка при этом возникают. Одна и та же информация оказывает разное воздействие на разных детей.

К началу каждого возрастного периода складываются специфические отношения между ребёнком и окружающей действительностью. Это отношение - социальная ситуация развития. Центральный момент - отношения ребёнка с определёнными элементами среды. На процесс развития оказывают влияние те элементы среды, с которыми ребёнок активно взаимодействует, активно связан, активно усваивает. Выбор, характер этих отношений зависит от двух причин:

- от индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Например, холерик и меланхолик по – разному воспринимают информацию.

- от выбора взрослых. Характер взаимодействия зависит от взрослого.

Среда - источник развития.

 

Движущие силы психического развития ребёнка.

Противоречия в процессе развития, которые связаны с переходом от одной стадии развития к другой. На каждом возрастном этапе существуют свои формы проявления противоречий. У ребёнка увеличивается потребность в общении => возникают противоречия между старыми способами удовлетворения и потребностью в новых формах общения => возникает речь. Снятие такого противоречия порождает качественно новую форму общения. Происходит постепенное количественное накопление, которое через какое-то время переходит в качественное.

 

Возрастная периодизация:

2 основных принципа:

1)               Выготский подчёркивал конкретно-историческую природу детства и его периоды. Периодизация и содержание периода зависит от социальной обстановки. Изменения в жизни влияют на развитие детей, изменяют возрастные границы.

2)               Принцип развития в деятельности. Разрабатывался в трудах Леонтьева А.Н. развитие психики зависит от ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии его развития.

 

1.  Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения; только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а самые природные потребности человека в процессе его исторической развития претерпели глубокие изменения.

 Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым применил исторический принцип в область детской психологии.

 Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания.

 Все современные Л. С. Выготскому теории детского развития трактовали этот процесс с биологизаторской точки зрения.

Центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

 Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, - наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций - это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В этом состоит их биологизаторская суть. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.

 По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

Среду следует рассматривать не как обстановку развития, а всегда нужно подходить к среде с точки зрения того, какое отношение существует между ребенком и средой на данном этапе развития.

Роль всяких средовых моментов различна на разных возрастных ступенях.

Среда изменяется для ребенка на каждой возрастной ступени. Некоторые авторы говорят, что развитие ребенка и заключается в постепенном расширении его среды. Ребенок неродившийся имеет средой утробу матери, ребенок, явившийся на свет, имеет также в качестве ближайшей среды очень маленькое пространство. Для новорожденного существует только мир, непосредственно относящийся к нему, т.е. объединенный вокруг узкого пространства, связанных с его телом явлений и предметов. Постепенно для ребенка начинает развиваться мир на расстоянии, но вначале это тоже очень маленький мир, мир комнаты, мир ближайшего двора, улицы, среда, в чисто внешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту. Каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так что среда, в чисто внешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту.

Даже когда среда остается мало изменившейся, сам тот факт, что ребенок изменяется в процессе развития, приводит к тому, что роль и значение этих средовых моментов, оставшихся как будто неизменными, изменяется, и тот же самый средовой момент, который имеет одно значение, играет одну роль в данном возрасте, через два года начинает иметь другое значение и играет другую роль в силу того, что ребенок изменился, значит, изменилось отношение ребенка к этому средовому моменту.

Существенными моментами для определения влияния среды на психологическое развитие ребенка, на развитие его сознательной личности является переживание. Переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо части среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребенка. Таким образом, не сам по себе тот или иной момент, взятый безотносительно к ребенку, но этот момент, преломленный через переживание ребенка, может определить, как этот момент будет влиять на ход дальнейшего развития.

Переживание есть единица, в которой в неразложимом виде представлена с одной стороны среда, то, что переживается, - переживание всегда относится к чему-то, находящемуся вне человека, - с другой стороны представлено то, как я переживаю это, т.е. все особенности личности и все особенности среды представлены в переживании, то, что отобрано из среды, все те моменты, которые имеют отношение к данной личности и отобраны из личности, все те черты ее характера, конституциональные черты, которые имеют отношение к данному событию. Таким образом, в переживании мы всегда имеем дело с неразложимым единством особенностей личности и особенностей ситуации, которая представлена в переживании. Важно знать, какие из этих конституциональных особенностей сыграли решающую роль при определении отношения ребенка к данной ситуации, в другой ситуации уже другие конституциональные особенности сыграли роль. Поэтому говорят о конституциональных особенностях людей, различая возбудимых, общительных, живых, подвижных и людей более эмоционально вялых, заторможенных, тупых. Ясно, что если мы будем иметь двух людей с противоположными конституциональными свойствами, то одно и то же событие вызовет у каждого из этих людей разное переживание.

Значит, среда, тоже всегда является представленной в данном переживании. Поэтому мы вправе рассматривать переживание как единство средовых и личностных моментов. И именно поэтому переживание является понятием, которое позволяет нам в анализе законов развития характера изучать роль и влияние среды на психологическое развитие ребенка.

Влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде. Если по-разному дети будут осознавать, значит, одно и то же событие будет иметь для них совершенно разный смысл.

Одно и то же событие, падая на различные возраста ребенка, отражаясь в его сознании совершенно по-разному, имеет для ребенка совершенно различное значение. Одна и та же ситуация, если она разыгрывается, когда ребенку 1 год или когда ребенку 3 года, или когда ребенку 7 лет, или когда ребенку 13 лет, она имеет разное значение.

Исследование речи показало, что значение слов у ребенка не совпадает с нашим значением слов, т.е. значение слов у ребенка на различных возрастных ступенях имеет различное строение. У ребёнка еще нет таких высших обобщений, которые мы называем понятиями, а у него обобщения более конкретного характера, более наглядного характера. Ребенок осмысливает действительность, понимает происходящие кругом него события не вполне так, как понимаем их мы.

И в результате, таким образом, ребенок на разных ступенях развития не имеет совершенно адекватного соответствия с мыслями взрослого человека. А значит, ребенок на разных ступенях развития неравнозначно обобщает, следовательно, по-разному осмысляет, представляет себе окружающую действительность, окружающую среду. Следовательно, само по себе развитие детского мышления, само по себе развитие детского обобщения также связано с влиянием среды на ребенка.

Среда оказывает то или иное влияние на развитие ребенка, различное в различные возрасты, потому что сам ребенок меняется и меняется его отношение к этой ситуации. Среда оказывает это влияние через переживание ребенка, т.е. в зависимости от того, как ребенок выработал в себе внутреннее отношение к тому или иному моменту, к той или иной ситуации в среде. Среда определяет то или иное развитие в зависимости от степени осмысления ребенком этой среды.

Среда не может рассматриваться как неподвижная и внешняя по отношению к развитию обстановка, а должна нами пониматься как изменчивая, динамическая. Вот среда, ситуация - она как-то влияет на ребенка, направляет его развитие. Но ребенок, его развитие, изменяется, становится другим. Но не только ребенок изменяется, изменяется отношение среды к нему, и та же самая среда начинает по-новому влиять на самого ребенка.

Среда является источником всех специфически человеческих свойств ребенка, что если в среде отсутствует соответствующая идеальная форма, то у ребенка не разовьется соответствующая деятельность, соответствующее свойство, соответствующее качество.

В развитии ребенка то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка.

Вот ребенок только начал говорить, произносит отдельные слова, как это обыкновенно делают дети, начинающие овладевать речью. А в среде ребенка существует уже развитая речь, которая должна появиться у ребенка только в конце развития. Ребенок говорит односложными предложениями, но мать говорит с ребенком уже грамматически и синтаксически оформленной речью, с большим запасом слов, пользуясь развитой формой речи. Условимся называть эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития, - идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно получиться в конце развития, или конечной - в смысле того, что должно в конце развития ребенка у него получиться. И назовем форму речи самого ребенка - первичной формой, начальной формой. Величайшая особенность детского развития заключается в том, что это развитие совершается в таких условиях взаимодействия со средой, когда идеальная форма, конечная форма, та, которая должна появиться в конце развития, не только существует в среде и соприкасается с ребенком с самого начала, но она реально взаимодействует, реально оказывает влияние на первичную форму, на первые шаги детского развития, т.е. что-то такое, что должно сложиться в самом конце развития, каким-то образом влияет на самые первые шаги этого развития.

Среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, выступает в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития.

Среда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития, т.е. именно взаимодействие со средой является источником того, что у ребенка возникают эти свойства. И если это взаимодействие со средой нарушено, то в силу одних только содержащихся в ребенке задатков сами по себе никогда не возникнут соответствующие свойства.

В тех случаях, когда в силу тех или иных внешних или внутренних причин взаимодействие между конечной формой, существующей в среде, и между начальной формой, которой владеет ребенок, нарушается, в этих случаях развитие ребенка становится чрезвычайно ограниченным и происходит более или менее полное недоразвитие соответствующих форм деятельности, соответствующих свойств у ребенка.

Нарушаться это взаимодействие может по разным причинам. Или по внешним - ребенок слышит, но живет среди глухих и неговорящих родителей, или по внутренним - живет с говорящими родителями, но сам глухой. И в том и в другом случае результат один и тот же - ребенок исключается из этого взаимодействия между начальной и идеальной формой и все развитие расстраивается.

Человек есть социальное существо, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, тех свойств, которые развивались в результате методического развития всего человечества.