Суббота, 27.04.2024, 02:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обшая характеристика методов инженерной психологии.

Основные методы.

1. Психологические методы

            1.1. Наблюдение. Цель наблюдения — выявить профессионально важные особенности психических процессов. Наблюдение дополняется способами регистрации: Фотография, видеосъемка. Регистрация речи. Замеры геометрических размеров рабочего места, фото рабочего дня, хронометраж. Замеры латентных периодов сенсомоторных и сенсоречевых реакций. Замеры физиологических показателей, которые позволяют судить о степени напряженности.

            1.2. Эксперимент. Используется для изучения психологических особенностей, вызываемых условиями работы. Выделяют лабораторный и полевой эксперимент. Лабораторный эксперимент - это моделирование деятельности в искусственно созданных условиях. Перед испытуемым ставятся задачи выполнить действие по инструкции. Моделирование позволяет изучить действие с наибольшей точностью. Модель имеет лишь приближенное отношение к реальности. Лабораторный эксперимент также бывает двух видов:

            - Синтетический. Наиболее точное повторение целей и условий. Для его проведения используются иммитаторы: модели кабины самолета, автомобиля, тренажеры и т.д.

            - Аналитический. Воспроизводится только один элемент трудовой деятельности. Такой эксперимент используется для изучения влияния разных условий на деятельность.

            Тестовые испытания также являются разновидностью лабораторного метода. Они используются для определения уровня проявленности качества а также для решения задач профотбора.

            Полевой эксперимент. Проводится в естественных условиях. Простейший пример это решение вводных задач. Эти вводные задачи можно моделировать по специальной программе. Анализируются последствия-искажения информации. Один из методических приемов полевого эксперимента - это изменение структуры: изменение позы оператора, хватка за рычаги, добавление посторонних раздражителей - что позволяет изучить роль тех или иных факторов в системе человек-машина. Используется сочетание естественного эксперимента с математическими моделями. При этом матмодели используются для получения априорных данных. На основе результатов эксперимента формируется математическая модель, которая используется в дальнейшем для изучения системы человек-машина без эксперимента.

            1.3. Анализ ошибочных действий.

            1.4. Опросные методы: Беседа, анкетирование. Они обычно используются в дополнении к первым трем методам.

2. Математические методы.

            Психологические и физиологические методы используются только в реально существующих системах человек-машина или при наличии их имитаторов. Но существуют ситуации, когда системы существуют только в чертежах, проектах. Но важно предсказать особенности поведения человека в этой системе.

Таким образом, матметоды используются для формализованного описания и построения матмоделей деятельности оператора. Эти методы дают возможноть описать деятельность человека и машины с помощью  единых характеристик. В один из широко используемых математических методов – методы теории информации, теории массового обслуживания, и теории автоматического управления.

     ТИ  основана на представлении человека-оператора как канала связи. И его задача передача информации со средства отображения информации на органы управления. Под информацией понимаются: 1. любые изменения в управленческом процессе в условиях внешней среды. Это может быть как знаковая информация, так и непосредственное восприятие. 2. Команды указания.

     Методы теории информации применяются при решении следующих задач: 1.Сравнение различных видов деятельности оператора по количеству перерабатываемой информации, что является мерой сложности работы. 2.Оценка времени, которое затрачивается оператором на переработку информации. 3.Согласование скорости выдачи информации  с психофизиологическими способностями по ее приему и обработке.

Причины трудностей применения теории информации.  Теория информации не учитывает смысловую  сторону деятельности, и ее ценность для  оператора. Теория информации занимается только стационарными проблемами, характеристика человека же беспрерывно изменяется.