Среда, 24.04.2024, 20:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общая характеристика методов исследования в социальной психологии.

   Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. В методах исследования различаются методы сбора информации и методы ее обработки. Среди методов сбора информации можно назвать наблюдение, контент-анализ, различного рода тесты, социометрию, эксперимент (как лабораторный, так и естественный). Др. классиф-ция, различают три группы методов:1. Эмпирического исследования;2.Теоретические; 3. Моделирования.

Наблюдение является старым методом соц. псих.  Под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Научное наблюдение подчинено  ясной цели четко сформулированным задачам; планируется по заранее обдуманной процедуре, данные фиксируются в протоколах или дневниках. Различают неконтролируемое

наблюдение, где исследователь пользуется лишь общим планом, и контролируемое где события регистрируются, по детально разработанной процедуре. Главная проблема   как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. Вопрос о единицах наблюдения может быть решен отдельно для каждого конкретного исследования. Другой вопрос   это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких   либо единиц наблюдения. Изучение документов имеет большое значение, т. к. при помощи него возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Всегда присутствует мера субъективности, т. к. создает документ человек и интерпретирует тоже человек со своими индивидуальными психологическими особенностями. Контент анализ (анализ содержания). Это формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные единицы, а затем подсчитывается частота их употребления. Есть смысл применять лишь, когда есть большой объем информации (практически   в области массовых коммуникаций). Опросы: анкетирование и интервью. Связаны с получением вербальной информации, которая связанная с непосредственным или опосредованным общением ( очное /заочное проведение опроса). Анкетирование   письменное оформление всех вопросов; интервью письменное оформление основных тем вопросов. Опросники разделяют по темам опроса: ценностные, фактологические   небольшие, где выясняется отношение респондента к насущней проблеме. Интервью личностный опрос, глаза в глаза, непосредственный контакт затрудняет процесс интервью. Присутствие интервьюера оказывает влияние на ответы респондента, он ориентируется на реакции, пытаясь предугадать ответ, понравиться, произвести впечатление, могут возникать эффекты перцепции: категоризация,   когда респондент придумывает себе личность интервьюера; феномен первого впечатления, стреотипизация, эффекты ореола. Причем эффекты взаимны.  Психологические тесты не являются специфическим социально психологическим методом, широко применяются в различных областях психологии.

Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи  ключа  соотнести полученные ответы с определенными параметрами. В соц. Псих. тесты могут применяться как подсобное

средство исследования и их результаты должны сопоставляться с результатами других исследований. Эксперимент  - один из основных методов социальной психологии. Различают лабораторный и естественный. Общее правило: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменением зависимых переменных. Выделение контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты могли быть сравнены с каким   то эталоном.

Социометрический тест -  используется для измерения личностных и групп-ых свойств, фиксирует определенные свойства группы как целостного образования.

Термин связан с именем Дж. Морено, 30-е гг. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е. Взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Может быть 1) измерение степени сплоченности   разобщенности в группе; 2) выявление соотносительного авторитета членов группы  по признакам симпатии   антипатии; 3) обнаружение внутригрупповых подсистем. Групповая дискуссия   специфический метод социальной психологии, возникла в связи с изучением групповых процессов, это метод, который позволяет принимать достаточно взвешенное решение, наладить коммуникацию в группе и с внешним миром, снять негативное влияние фасилитации и сдвига на риск. Цели: - решение проблемы; - принятие согласованного решения; - прирост информированности членов группы; - повышение мотивации; - повышение сплоченности; Дискуссия может быть в виде мозгового штурма или частью общей дискуссии, метод продуцирования идей, поиск группового решения., в основе лежит принцип групповой синергии   эффект повышения общего группового потенциала, знания ниоткуда. Ролевые игры: с сер. 50-х применение ролевых игр в США шло по двум путям   в психотерапии и группы встреч   терапия  фиксированные роли  и  репетирование поведения. Сегодня ролевые игры применяются достаточно широко в различных отраслях психологии, широко в психотерапии. В соц. псих. Применяются для того, чтобы обыграть отношения людей в разных ситуациях, высветить  принятие решений. ( психодрама Морено; Терапия фиксированной роли Келли; Репетированное поведение Лазаурус.)

Методы шкалирования и семантического дифференциала - это методы, в которых испытуемый оценивает какие-то объекты внешн. мира, события своей жизни.

Испытуемому предлагается бланк с определенными шкалами (в графической, словесной или числовой форме), с двумя полюсами. Этот метод заимствован из классической психофизики и является прямым методом получения матрицы семантического сходства. ( метод семантического дифференциала Осгуд   это комбинация метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования)