Среда, 24.04.2024, 21:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общение подростков со взрослыми и сверстниками.

1. От взаимоотношений со взрослыми, которые находятся в непосредственном окружении подростка, то есть с родителями и учителями, во многом зависит развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование личности. 

В подростковый период очень важен процесс эмансипации ребенка от родителей, то есть освобождение от зависимости, подчиненности, предрассудков. У подростка созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, свободных то зависимости, такой системы, центром которой является сам подросток, а не его родители. Подросток хочет выйти на совершенно иной уровень общения с родителями и другими взрослыми – уровень «взрослый-взрослый».

Поэтому от родителей зависит правильное понимание стремления своего ребенка к самостоятельности, независимости, стремлению быть как взрослые и выглядеть как они. Это влияет на межличностные отношения в семье и дальнейшее развитие ребенка. Неготовность, нежелание или даже не способность родителей понять и принять все возрастающее стремление детей к самостоятельности, взрослости становится причиной конфликтов и отчуждения детей от семьи, причиной их неудовлетворенности от общения с родителями и направленности на группы сверстников, которые в большей степени отвечают этим запросам.

В этом возрасте важно функцией родителей является помощь ребенку в решении сложных жизненных проблем, объяснение, информирование, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни. Семья, как и на предыдущих стадиях развития, сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Эта поддержка особенно важна, потому что подростковый период сопровождается противоречивыми переживаниями, полярными оценками, острым чувством неполноценности из-за происходящих в это время перемен в развитии. Прежде всего эмоциональное качество отношений в семье подростка связано с уровнем его самооценки. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.

  Реализуемый стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Неадекватный стиль воспитания может привести к различного рода нарушениям и расстройствам.

От родителей зависит формирование эмоциональной отзывчивости у ребенка. Некоторые родители, к сожалению, демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроениям своих детей. Одно из возможных последствий эмоциональной глухоты заключается в том, что и дети в такой семье могут вырасти столь равнодушными к переживаниям других.

Подростковый период считается трудным не только в плане отношений с родителями, но и в отношении учебных достижений. По мере вступления в подростковый возраст нарастает количество неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворенным отношением к школе, снижается успеваемость, пропадает интерес к учебе. Эти проблемы обусловлены началом подросткового кризиса.

Поэтому педагогам необходимо соблюдать профессиональную компетентность при работе с подростками, знать, почему могут возникнуть те или иные осложнения в общении с учащимися, понимать реальные проблемы и интересы подрастающего поколения.

Учителя оказывают большое влияние на развитие эмоциональной сферы школьников, а также играют огромную роль в развитии социальной зрелости подростков. На эмоциональное развитие учащихся благотворно влияет эмоционально устойчивый учитель, с ровным и доброжелательным характером, умеющий противостоять фрустрациям и не склонный к крайнему проявлению эмоций или скачкам настроения. Эмоциональная зрелость способствует проявлению со стороны учителя доброты, любви, истинного душевного тепла и уважения по отношению к другим людям. Это позволяет педагогу установить тесные личные связи в собственной жизни и строить взаимоотношения с учениками на основе взаимопонимания.

Игнорирование этих столь важных аспектов ведет к формированию у подростков повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии и в установлении межличностных контактов, мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

 

            2. На первый план в подростковый период выходит общение со сверстниками.

Половое созревание приносит новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них  то, что раньше давали им родители. 

Поведение подростков по сути своей является коллективно-групповым, и общение со сверстниками в этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, по нему подростки  узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Так дружба со сверстниками является появления новых интересов, ценностей, необходимых знаний о жизни. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать  ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся  принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

Удовольствие от совместного время провождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта, который не только позволяет подростку  автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

 Общение со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации – это способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать эмоции, эмоциональные состояний другого человека.

В результате, дружба является источником становления норм поведения, так как среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умение хранить тайну, понимать и сопереживать.

В подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающее их запросам, может стать причиной досады и гнева. Чем сильнее и эгоистичней чувства, заставляющие подростка добиваться  чьей-то дружбы, тем вероятно, что такие отношения будут напряженными и взрывоопасными. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести  к временному или окончательному разрыву отношений.

Таким образом, «общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка… Предметом этой деятельности является другой человек – товарищ-сверстик как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу,  с другой – в форме размышлений о поступках  товарища и взаимоотношениях с ним (Т.В. Драгунова)». Взаимоотношения со сверстниками дают ребенку возможность сформировать представления о самом себе, помогают разобраться в своих желаниях  и выбрать свой дальнейший жизненный путь.

Вывод: В подростковом возрасте появляются эмоционально насыщенные, доверительные взаимоотношения, обозначаемые как дружба. Они развивают способность к эмоциональному восприятию другого человека, служат основой для становления норм поведения. Однако, родители на протяжении всего периода взросления оказывают на подростка не меньшее воздействие, чем сверстники. Потребность в эмоционально поддержке родителей и помощь с их стороны остается на главном месте.