Четверг, 25.04.2024, 19:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Общение со сверстниками. Подростковые группы.

1.      Общение подростков со сверстниками.

Половое созревание приносит новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них  то, что раньше давали им родители. 

Поведение подростков по сути своей является коллективно-групповым, и общение со сверстниками в этом возрасте принимает характер первоочередной необходимости.

Во-первых, общение со сверстниками – это очень важный специфический канал информации, по нему подростки  узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Так дружба со сверстниками является появления новых интересов, ценностей, необходимых знаний о жизни. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать  ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся  принципиально на разных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

Удовольствие от совместного время провождения, совместных занятий, стремление их продолжать помогают преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию способности строить равноправное сотрудничество детей, мыслящих и чувствующих по-разному.

В-третьих, общение со сверстниками – это специфический вид эмоционального контакта, который не только позволяет подростку  автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайное важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

 Общение со сверстниками знаменует новую (межличностную) стадию эмоционального развития, которая характеризуется появлением способности к эмоциональной децентрации – это способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, воспринимать эмоции, эмоциональные состояний другого человека.

В результате, дружба является источником становления норм поведения, так как среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям – к чуткости, отзывчивости, умение хранить тайну, понимать и сопереживать.

В подростковом возрасте дружеские отношения насыщенны, эмоциональны, но порой приводят к конфликтам, если их участники не получают удовлетворения своих потребностей. Подростки могут ошибиться в своем выборе: поведение приятелей, не отвечающее их запросам, может стать причиной досады и гнева. Чем сильнее и эгоистичней чувства, заставляющие подростка добиваться  чьей-то дружбы, тем вероятно, что такие отношения будут напряженными и взрывоопасными. Всякий раз, когда желания неуравновешенных, незрелых в социальном плане подростков не получают своего удовлетворения, ответом становится бурный всплеск эмоций, что может привести  к временному или окончательному разрыву отношений.

Таким образом, «общение с близким товарищем выделяется в совершенно особую деятельность подростка… Предметом этой деятельности является другой человек – товарищ-сверстик как человек. Эта деятельность существует, с одной стороны, в виде поступков подростков по отношению друг к другу,  с другой – в форме размышлений о поступках  товарища и взаимоотношениях с ним (Т.В. Драгунова)». Взаимоотношения со сверстниками дают ребенку возможность сформировать представления о самом себе, помогают разобраться в своих желаниях  и выбрать свой дальнейший жизненный путь.

 

2.      Подростковые группы.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (проявляется в эмансипации от взрослых)  и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Стремление молодых людей  к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико и типично, по мнению Личко, что оно может рассматриваться  в качестве характерной для этого возраста реакции, получившей название реакции группирования.

 

Существуют различные типы групп:

1.территориальные – объединяют по месту учебы, жительства, м.б. свободны или четко регламентированы места сбора: улица, подъезд, подвал. Азартные игры, драки, выпивка – основная деятельность.

2.делинквентные и криминальные группы. Делинквентное – уголовно ненаказуемое поведение (мелкие хулиганства, драки без тяжелых последствий до 18лет). Криминальное поведение – уголовно наказуемое. Жестко регламентирован вожак и ряд подчиненных (адъютанты, шестерки).

3.наркотические:      а) первичные – наркотик с самого начала явился фактором, который собрал группу,    б) вторичные – группа объединилась по другой причине, но остались в группе те, кто пристрастился к наркотикам. Такие группы малочисленны, их объединяет добыча, употребление, продажа наркотиков. Жестко регламентированы: лидер – молодой, совершеннолетний с криминальным и наркотическим опытом. Лидер – учитель, учит правильно употреблять, следит, чтобы не было "передозов". Роли всех членов группы определены: "шустрила" – ищет источник снабжения, "гонец" – переносчик наркотиков, "кролик" – получает дозу бесплатно, на нем испытывают новую партию. Лидер обладает большой властью. Следит за долгами. Может накладывать штрафы за непослушание. Хиппи, панки.

    

Особенности подростковой группы.

 

           Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы.

            Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность и отзывчивость. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.