Пятница, 29.03.2024, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психоаналитический к проблеме развития ребенка (З. Фрейд).

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Проводя исследования, Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Уровень бессознательного – уровень крайне важных детерминант поведения пациентов, отвергался ими как не существующий. Только после психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Два открытия Фрейда – открытие бессознательного и открытие сексуального начала – составляют основу теоретической концепции психоанализа.

Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от теплой ванны и многое другое, что  каждый  младенец постоянно в  той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует взрослой сексуальности, но никогда  не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики, Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам сексуальной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи  стимулированы,  вызывают  удовлетворение  либидонозных  чувств. Каждая  стадия  имеет свою либидонозную зону,  возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом,  психоаналитические  стадии – это стадии  психического генеза в течение жизни ребенка.  В  них  отражено развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

Стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду.

____Ребенку даны некоторые механизмы для развития с рождения как некоторая возможность, которые должны развернуться в процессе развития. Но среда у каждого ребенка разная, поэтому каждый развивается по-своему.

Может быть нормальное прохождение стадии или фиксация. В норме у ребенка все механизмы развиваются. В орально-обедненной среде часть механизмов разворачивается, а часть - нет. Происходит фиксация на стадии. Какие-то инстинктивные механизмы не разворачиваются, со стороны их идет импульс (бессознательный), чтобы развернуться. Но полноценно они развиться не могут. Фиксация на стадии может приобретать форму симптома или характера. Симптом – какое-то отдельное, локальное нарушение, связанное с фиксацией (оральный симптом проявляется в грызении ручки, ногтей, курении). Либо на основе этой фиксации формируется особый тип характера, который бывает двух видов: пассивный и активный.

1. Оральная стадия (0-1год).

Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. На оральной стадии должны быть отработаны и развернуты сенсомоторные механизмы, связанные с входной частью пищеварительной системы. Оральная стадия состоит из двух "фаз – ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется  двумя  последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.

Сосание, по Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни". Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты

Развивается "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи или сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка – это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования других объектов в мире.

Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца. Ограничения и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним миром достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека. С появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта

психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". "Я" – часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование "Я" связано с принципом "удовлетворение – отсутствие удовлетворения». Первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать.

На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.

При фиксации на стадии у человека, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым

Пассивный характер (формируется при фиксации на первой фазе) у взрослого проявляется в том, что человек всю жизнь ищет, кто бы мог ему помочь.

Активный характер (на второй фазе оральной стадии): человек нацелен на то, чтобы где-то что-то достать, получить, узнать.

2. Анальная стадия (от 1 года до 3-х лет).

На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Идет приучение ребенка к горшку. Норма: взрослые приучают ребенка к горшку, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Взрослые не наказывают, а поощряют ребенка. Они дают ребенку позитивные эмоции. У ребенка эта норма усваивается.

 Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют  очень  важную роль в жизни ребенка.

Фиксация: приучение к горшку происходит либо в слишком раннем возрасте или в сверхстрогой манере приучения. Ребенка ругают, негативное подкрепление.

Симптом: отдельное нарушение, связанное с фиксацией на данной стадии (энурез, расстройство желудка, нарушения в виде колита). Как личность человек может быть развит хорошо.

Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества – следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности.

Активный – в силу разных причин ребенок на это приучение к горшку реагирует. Сила действия = силе противодействия. Любая норма встречается в штыки. Человек норму не усваивает – хаотичный человек; такая личность может быть творческой.

Пассивный – по отношению к навязыванию норм. Есть давление – норма принимается, чтобы человека не били, не ругали. Характерно нормативное поведение для человека – человек все говорит и делает правильно.

3. Фаллическая стадия (3-6 лет).

Происходит разворачивание механизмов, связанных с нормальной половой зрелостью. Происходит формирование половой идентичности. Это освоение себя, своей концепции, своего «Я». На предыдущих стадиях у ребенка идет поло-ролевая идентификация по несущественным, второстепенным признакам. Напр., словесная идентификация (мальчик, девочка), имена, одежда, прическа. К 3-м годам дети приходят к тому, что форма гениталий – это универсальный признак, характеризующий половую идентификацию. Эта стадия характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы.

Фаллическая стадия может быть пройдена нормально, но может возникнуть фиксация. Ребенок начинает что-то понимать о форме гениталий, это проявляется в поведении. Особенности поведения: подглядывания, игры, манипуляции с гениталиями (это необходимый элемент развития). Ребенок дожжен разобраться со своим телом, гениталии попадают в сферу его деятельности.

Если взрослые с пониманием относятся к интересу ребенка к генитальной сфере, то он развивается нормально. Фиксация происходит, если идет неадекватное отношение со стороны взрослых ко всему происходящему. Это проявляется в жестких запретах, которые взрослые предъявляют к ребенку. Они ругают, бьют ребенка, если застают его за этим занятием.

Фиксация в форме характера: если ребенок воспитывается в ситуации, где есть жесткие запреты, то ребенок сталкивается с двойственностью посланий, которые идут от взрослых.

Пассивный характер: абсолютизация запретных установок. У ребенка складывается установка, что это что-то грязное, о чем люди никогда не говорят. Это проявляется в том, что человек долго не может организовать свою жизнь. Внутренние табу и запреты очень мощные, они проявляются в неадекватном поведении.

Активный характер: абсолютизация другой части послания, что это очень ценная сфера, вокруг которой вращается жизнь. Все в жизни связывается с этой сферой (проституция).

До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители.  Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.

Эдипов комплекс.

Связан с эмоционально-психологическими взаимоотношениями с родителями. На этом этапе у мальчиков возникает эротическое, сексуальное влечение к матери и ненависть к отцу. Первым исходным сексуальным объектом является мать. Специфические отношения с отцом: соперничество, противодействие в борьбе за мать. Отец негативно реагирует на телесные взаимоотношения ребенка и матери. Комплекс: влечение к матери и телесный контакт с ней, соперничество с отцом за мать. «Если я все усвою, что умеет отец, мама выберет меня». Поэтому ребенок осваивает мужские дела, навыки, его суперэго формируется по мужскому типу. Но к концу этого периода комплекс разрешается, ребенку уже не надо, чтобы отец его ограничивал. В 6 лет ребенок уже не позволяет маме гладить его, т.к. у него сложилось мужское суперэго. Сложились близкие отношения с отцом, ребенок отдаляется от матери.

Аналогом эдипова комплекса у девочек является комплекс Электры. Девочка испытывает сексуальное влечение к своему отцу и ненавидит мать. Первым сексуальным объектом является мать (гомосексуализм). На этой стадии влечение к матери уходит, появляется негативное отношение к ней, неприятие. Девочки испытывают внутренний дискомфорт. Ее влечение наталкивается на противодействие мамы. Разрешается комплекс через идентификацию девочки с матерью. «Если я буду все уметь как мама, то тогда отец выберет меня». Часто такие мысли бессознательны. Девочка находится в контакте с матерью, повторяет ее действия, девочка осваивает женское суперэго. К концу стадии комплекс разрешается. Теперь девочка, следуя своему суперэго, не позволяет себе влечение к отцу. Возникает дистанция, табу.

Фрейд описывает еще 2 комплекса, которые возникают на этой стадии: комплекс кастрации у мальчиков и комплекс зависти к пенису у девочек.

Мальчики: в процессе поло-ролевой идентификации мальчик узнает, что есть 2 пола, которые неравны. Мужской пол является привилегированным. Мальчик связывает свое привилегированное положение с формой своих гениталий. Половой член является более значимым, чем другие органы. Возникает страх потери полового члена, т.к. этот орган символизирует привилегированное отношение в обществе.

Причины: детские фантазии связаны с запретами. Страх представляется ребенку реальным. Девочки и мама лишены этого органа, их наказали за плохое поведение, лиши полового члена. Этот страх может проявиться и во взрослой жизни. Это может быть страх перед первым половым актом: вдруг половой член окажется неполноценным. Страх импотенции. В глубине этих страхов лежит страх кастрации. Это страх утратить свой социальный статус. В основе страха потерять работу лежит страх кастрации (мужчины очень тяжело переживают потерю).

Девочки: осознают, что они второсортная часть общества. Девочка понимает, что раз у нее нет полового члена, то в этом виновата мама. «Если б она меня любила, она бы родила меня мальчиком». «Я и мама второсортны». Либидо девочки обращается на отца, т.к. он полноценный представитель. По соц. статусу девочка притягивается к отцу. Символическое обладание пенисом, через обладание его носителем. Отсюда проблемы во взрослой жизни. Женщины стремятся в брак, тяжело переживают развод.

К концу периода все уходит в бессознательное.

Т.о., к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. Фаллической стадии соответствует появление таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

4. Латентная стадия (с 6 лет до 12, полового созревания).

На этой стадии ребенок становится асексуальным, характерно снижение полового интереса. Оральный, анальный опыт уходит в бессознательное. Быстро развивается эго ребенка, психические функции: мышление, память, внимание и т.д. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно". Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, спорте, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения, посредством сублимации.

5. Генитальная стадия или стадия зрелой сексуальности (12-18 лет).

Стадия продолжается в зрелом возрасте. Человек становится способным к нормальной половой жизни. Он к ней готов. С биологической точки зрения это уже половозрелый человек. В ходе развития ранние комплексы уходят в бессознательное и потом влияют на жизнь зрелого человека.

Характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит этот феномен, а интеллектуализация сводит его к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития его "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье  и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм. Он характеризуется тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.