Четверг, 25.04.2024, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Вопрос готовности ребёнка к школьному обучению начал решаться с перевода детей на обучение с 6-ти лет. Сторонники более раннего обучения ссылаются на опыт зарубежных стран, где дети начинают обучение с 5-6 лет. В Англии и Франции существует подготовительная ступень (для 5-6 лет) – дети не изучают конкретные предметы, а  преподаватели занимаются с ними разными видами деятельности, занятия построены в свободной манере общения. Важна задача не снабжения знаниями ребёнка, а его развитие.

Выделяется 3 аспекта зрелости:

1.      интеллектуальный – дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление (способность постигать основные связи между явлениями) – способность логического запоминания, умение воспринимать образец, развитие тонкой моторики и координации;

2.      эмоциональный – уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять неинтересные задания;

3.      социальный – потребность ребёнка общения со сверстниками, умение подчинять своё поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика.

Американские исследователи интересуются в основном интеллектуальными особенностями ребёнка.

В отечественной психологии детальная проработка получила отражение в трудах Божович, Салминой, Кравцовой, Дубровиной, Эльконина.

В качестве показателей школьной готовности Салмина выделяет произвольность, личностные характеристики (особенности общения) и уровень сформированности семиотических функций (сформированность знаковой функции).

Позиция Кравцовой: основной акцент на роль общения в развитии ребёнка, выделяет 3 сферы, которые должны быть развиты – отношение к взрослым, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.

Божович выделяет несколько параметров психологического развития: уровень мотивационного развития ребёнка, развитие произвольной сферы, развитие интеллектуальной сферы.

Учебная мотивация как ведущая возникает только тогда, когда отмирает предыдущий тип ведущей деятельности. Зоны ближайшего развития начинают развиваться в учебной деятельности наиболее интенсивно. Происходит трансформация игровой деятельности: к 6-ти годам в ней происходит увеличение количества правил. У дошкольников смысл игры в самом процессе, а у ребёнка семилетнего возраста становится важным результат игровой деятельности, ребёнок вступает в игру с целью выиграть. В игре появляются учебные мотивы, которые стимулируют игровую деятельность. Происходит смещение акцента с процесса на результат. 

2 группы мотива учения (по Божович):

- широкие социальные мотивы (потребность ребёнка в общении);

- познавательные мотивы, связанные с учебной деятельностью.

Сплав этих двух потребностей способствует возникновению у ребёнка нового отношения к окружающей среде – «внутренняя позиция школьника», которая выступает как критерий готовности к школьному обучению. Внутренняя позиция школьника представляет собой потребность в познании и потребность в общении со взрослым на ином уровне. При поступлении в школу у ребёнка существуют оба мотива, но один из них доминирует.

Доминирование социальных мотивов:

3 формы общения в дошкольном детстве:

- ситуативно-деловая (до 4-х лет) ребёнок сотрудничает со взрослым в игровой деятельности, взрослый выступает для ребёнка участником совместных действий, на первый план для ребёнка выходят деловые качества взрослых;

- внеситуативно-познавательная – взрослый становится источником новых знаний для ребёнка;

- внеситуативно-личностная – ребёнка интересует мир людей, человеческие отношения (складывается к школе); ребёнку важно, чтобы его отношение совпадало с тем, как относится к этому взрослый человек – совпадение оценок со взрослым.

Когда доминируют социальные мотивы, то познавательные мотивы выражены слабо. В школе ребёнка интересуют не знания, а отношения, ребёнку важно исполнять роль ученика. Для ребёнка очень важно получить оценку учителя – оценивание. Похвала учителя может являться очень большим стимулом для выполнения заданий. Ребёнок старается до тех пор, пока ему эта роль нравится. Но похвала учителя перестаёт оказывать на него мотивирующее воздействие. И если у ребёнка не складываются учебные мотивы, то он перестаёт быть успешным.

Доминирование познавательной мотивации:

Дети хотят много знать, овладеть чем-либо. В школу приходят подготовленными, замотивированными на то, чтобы знать ещё больше. Если ребёнку неинтересно то, о чём говорят на уроке, то он перестаёт слушать. После прослушивания на уроке не хочет выполнять домашнее задание. Если слабо развиты социальные мотивы, то ребёнок перестаёт быть успешным. Дети относятся к учению как к источнику интеллектуального удовольствия. Такие дети часто не принимают задачи, поставленные учителем.

Полноценная учебная мотивация должна включать познавательные мотивы и широкие социальные мотивы.

Старший дошкольник умеет выполнять сложные указания взрослых, способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи. Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях.  Если 6-7-летний ребёнок не регулирует своё поведение, то это объясняется либо отсутствием мотивации, либо задержкой психического развития.

 

Методы диагностики готовности к школе.

Внутренняя позиция школьника, для её исследования Гуткина предлагает 12 вопросов:

1)      Ты хочешь идти в школу?

2)      Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)?

3)      Какие занятия тебе больше нравились в детском саду? Почему?

4)      Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5)      Ты сам(а) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6)      Какие у тебя любимые книжки?

7)      Почему ты хочешь идти в школу?

8)      Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается или ты бросаешь её?

9)      Тебе нравятся школьные принадлежности?

10)  Если тебе разрешат пользоваться дома школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то тебя это устроит? Почему?

11)  Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

12)  В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

10-12 вопросы более информативны. О сформированности внутренней позиции говорят ответы «учеником» на 11 и «урок» на 12 вопросы. Этих вопросов достаточно для определения сформированности внутренней позиции(+), несформированности(-), сомнительной(+ и -).

Показатель произвольности:

С одной стороны, произвольное поведение – это новообразование младшего школьного возраста. Но с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает учебной деятельности.

Для дошкольника особое значение имеет способность выполнять указания, сформулированные в речевой форме.

Развитие принятия речевой инструкции:

Младший дошкольник: Ребёнок не способен выполнять действия по словесной инструкции, его собственная речь только сопровождает действия, но не имеет регулирующего значения.

Средний дошкольник(5 лет ~):  Речевые указания взрослых приобретают более устойчивое значение. Ребёнок в некоторой степени способен к собственной регуляции деятельности, но она очень несовершенна. Ребёнок направляет свои действия, проговаривает их вслух, но ему трудно наметить план действий.

Старший дошкольник: Умеет выполнять сложные указания взрослых. Способен планировать свои действия, не прибегая к взрослой речи.

Произвольное поведение сильно развивается в игровой деятельности, при совместных действиях.

Гуткина – доминирование познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребёнка. Методика: ребёнка приглашают в комнату, где расставлены игрушки, даётся 1-2 мин. Для рассмотрения. После предлагается послушать сказку (интересную для данного возраста, неизвестную для ребёнка). Чтение сказки прерывается на самом интересном месте, экспериментатор спрашивает ребёнка, что ему больше всего хочется: поиграть или дослушать сказку. Преобладание познавательного интереса – дослушать.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека:

Первоначально тест предложил Керн, а разработал Йирасек. Тест состоит из 3 заданий:

1)      рисование мужской фигуры по памяти

2)      срисовывание письменных групп

3)      срисовывание точек

Результат каждого задания оценивается по 5-ти балльной шкале, где 1 – высший балл. Затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям и если сумма баллов от 3 до 6 – уровень развития выше среднего, от 7 до 11 – средний, от 12 до 15 – ниже нормы (предлагается более глубокое исследование). Задания направлены на развитие моторики (тонкой) руки и координации зрения и движения руки. Тест предполагает получение результатов интеллектуального развития ребёнка (особенно 1 задание). Тест может применяться индивидуально, а может и в группе. Карандаш должен лежать посередине, на одинаковом расстоянии от обеих рук.

1)      Инструкция к первому заданию: «Здесь нарисуй какого-нибудь мужчину так, как сможешь». Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей, она не больше его, На голове есть волосы, или головной убор. Должны быть уши, на лице – глаза, рот, нос. Руки заканчиваются 5 пальцами, ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетическим способом (контурным, сразу как единое целое). Аналитический способ – по частям. Это оценивается на один балл, при несоответствии этим требованиям, количество баллов увеличивается (5 баллов – отсутствует чёткое изображение туловища или обеих пар конечностей, или каракули). Тест даёт информацию об общем интеллектуальном уровне.

2)      Срисовывание слов. Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно также. Хорошенько посмотри, как это написано и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». 1 балл - хорошо и полностью скопировал написанный образец, буквы могут превышать образец не более чем в 2 раза, буквы чётко связаны в слова. 5 баллов – каракули.

3)      «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь рядом нарисовать точно так же». Оценка по баллам аналогична предыдущим сериям.

Йирасек – тест на осведомлённость. Вопросы:

1)      Какое животное больше: лошадь(0 баллов) или собака(-5 баллов)?

2)      Утром мы завтракаем, а в полдень? Обедаем, кушаем – (0), спим, полдничаем – (-5).

3)      Днём светло, а ночью?

4)      Небо голубое, а трава?

5)      Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? и т.д.

Всего в тесте 20 вопросов, они аналогичны предыдущим.  24 и выше – отличный результат, (-11) и выше – плохой результат.