Вторник, 19.03.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социально-психологические аспекты социализации. Этапы, формы и институты социализации.

Термин социализация, несмотря на широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных толкователей психологической на\ки. (Выготский) социализация идентификация, человек отождествляет себя с какой то группой, принимает ее нормы, (Бандура) социализация - подражание на сознательном и бессознательном уровне моделям поведения, соц. фасилитация – стимулирование деятельности одних моделей поведения под влиянием деятельности других. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер 1976г.).

            Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

            Человек не просто усваивает социальный опыт, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации.           Смэлзор механизмы социализации: 1. Позитивный: механизм имитации сознательное стремление копировать кого нибудь, чтобы добиться результата; негативный идентификация;  2. Чувство вины + чувство стыда.

            В процессе социализации выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую ч послетрудовую. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до трудовой деятельности. А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу. Б) стадия обучения, вкл. все время обучения в школе. Годы студенчества то вкл., то не вкл. в эту стадию. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, хотя демографически период зрелости различен, это весь период трудовой деятельности человека. Послетрудовая стадия представляет собой сложный вопрос. Постановка этой проблемы вызвана требованием общества к социальной психологии, проблемы пожилого возраста становятся актуальными, т. к растет количество пожилых людей Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, ставится вопрос лишь об изменении типа активности. По Эриксону лишь последний возраст (после 65 л.) может быть обозначен девизом мудрость, что соответствует окончательному становлению идентичности. На всех стадиях социализации набор средств воздействия общества на человека можно свести вслед за Пиаже к следующем)" это нормы, ценности и знаки, другими словами общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. По Фрейду, стадией социализации. Он предполагал, что стадии развития~общества (l. Орально-каннибалистическая. 2. Анально садистическая, 3. Фаллическая), свернулись, зафиксировались в системе наследственности человека и стали передаваться в готовом виде от человека к человеку на уровне генетической_программы Каждый новорожденный пол\чает всю эт\ систему в свернутом виде, но потом люди вырастают разными, т к. инстинкты не разворачиваются сами собой, они должны соприкоснуться с влиянием общества, людьми. 1 .Оральная стадия (от 0 до 1 г) 2 Анальная стадия (от 1 г до 3 л.), Фаллическая (3-6), 4 Пубертатный период (с7 лет до полового созревания).

            Процесс социализации у взрослых и детей протекает по-разному. У взрослых происходит изменение внешнего поведения, у детей корректировка базовых ценностей, ориентацией, иллюзий. Взрослые могут оценивать нормы, дети только усваивают их. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

            В период раннего детства огромную роль как института социализации играет семья Поскольку все содержание процесса социализации развертывается в трех основных сферах существования человека в деятельности, общении, самосознании, необходимо выявить роль семьи в каждой из этих сфер. Семья первая ячейка, где ребенок овладевает первыми формами взаимодействия, это первая группа принадлежности, через нее у ребенка закладываются первые впечатления об окружающем мире, о себе (принадлежность к полу) В семье ребенок воспринимает нормы и ценности как общества в целом, так и семьи. Культурные эталоны, которых придерживается семья, во многом обуславливает тип интерпретации социального мира ребенком, формируется представление о справедливости несправедливости.

            Первая встреча ребенка с коллизиями жизни происходит в школе. Все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя здесь. Школа выступает для ребенка подлинной моделью общества, здесь обязательно соблюдение норм и правил, принятых в обществе, формируется представления о принятых в обществе санкциях наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. Эта передача осуществляется всей атмосферой школы, нормами по которым она живет. В школе впервые по настоящему раскрываются две главные задачи социализации: приобщение к социальному опыту, усвоение его и подготовка к его преумножению и воспроизведению, заявлению своей собственной позиции. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения В коллективе одноклассников формируется более объективная оценка собственного опыта, вырабатывается чувство принадлежности к группе, собственное мнение. Институты социализации на трудовой стадии- трудовой коллектив, команда, организация.