Пятница, 26.04.2024, 18:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
GregoryGom

Стабильные и кризисные периоды (по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину).

В течение детского возрастного развития выделяют периоды:

Летические - периоды, где развитие идет плавно, медленно, незаметно, без резких сдвигов. Характерны для устойчивых, стабильных возрастов. Изменения личности заметны при сравнении больших периодов времени.

Кризисные - на протяжении короткого времени происходят сильные изменения личности; развитие носит бурный характер.

Выготский описал особенности критических периодов:

·         границы которых определяют начало и конец кризиса неотчетливы. Кризис возникает незаметно, характерно резкое обострение в середине периода - кульминационная точка, кризис достигает своей вершины.

·         ребенок становится трудновоспитуемым, острые конфликты с окружающими.

·         любой кризис имеет негативные особенности. Развитие это разрушительная работа. Прогрессивность снижается, гаснет, на первый план выходит отмирание, распад, свертывание. Ребенок многое теряет. Но позитивные изменения в кризисе - главный смысл критических периодов.        

Основные кризисы:

Кризис новорожденности.  Отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, «-» - деградация ребенка. Снижается вес в первые дни, т.к. ребенок должен приспособиться к новым формам жизни."+" - все с чем встречается ребенок сплошное новообразование.

Кризис первого года. "Дай". "-" протест, оппозиция, противопоставление себя другим. "+" ребенок начинает ходить и овладевать речью.

Кризис 3 лет. "Сам". "-" трудновоспитуемость, строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, капризность. "+" возникают новые черты личности.

Кризис 7 лет. "-" нарушение психического равновесия. Неустойчивость воли, настроения. "+,"повышается самостоятельность ребенка. Изменяется отношение к другим детям, оно становится более разнообразным и содержательным.

Кризис 13 лет. "-" снижение успеваемости, работоспособности, протестующий характер поведения, yмирание прежней системы интересов. "+" переход к высшей форме интеллектуальной деятельности, сопровождается снижением работоспособности и продуктивности.

 

Кризис 1го года жизни.         
Это период становления ходьбы, трудно понять ходит ребенок или нет. Процесса развития речи не происходит в один момент (латент. период). Аффект и воля: возникают первые акты протесты, противопоставления себя другим людям, происходит нарастание аффекта, определенные двигательные реакции. Становление речи связано с развитием сознания и соц. взаимодействий. Период автономной детской речи - м/у безъязычием и нормальной детской речью. Автономная детская речь - признак нормального развития ребенка. Моторно эта речь не совпадает со взрослой речью. Значения слов также не совпадают со взрослыми значениями. При ее развитии ребенок наряду со своими словами развивает понимание взрослой речи. В норме,автономная речь должна длиться несколько месяцев. Начало и конец автономной речи - это начало и конец кризиса первого года жизни.

Кризис Зх лет.

Характерна два пояса симптомов: 1. семизвездие:

 негативизм, отрицание всего, что мама говорит

упрямство, ребенок настаивает на своем требовании, а не на желании           

строптивость, направлена против норм воспитания вообще

своеволие, стремление к самостоятельности        

протест, бунт, споры с родителями'

обесценивание, ребенок вдруг начинает ругаться, обесценивает отношения, предметы, которые его окружают

деспотизм, имеет 2варианта, при первом ребенок изыскивает много способов, чтобы проявить свою  власть над окружающими, чаще над матерью, при втором - начинает ревновать по отношению к брать­ям и сестрам - это тенденция к господству, власти над ними.

2 пояс симптомов – это развитие основных симптомов.

Первый пояс затрагивает соц. отношения, второй – это биологические проявления: энурез, ночные страхи, затруднения речи, гипобулические припадки.

Кризис 7 лет.

Сменяются зубы, сильно растет. Капризы, манерность, в поведении проявляется что-то клоунадное. Ребенок теряет непосредственность, наивность. Возникает новое отношение к себе. Возникает обобщение. Эффект переживаний.