Пятница, 29.03.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Структура личности в свете различных концепций. 2 часть

ЛИЧНОСТЬ ПО К. РОДЖЕРСУ:

Идея конгруэнтности («соответствия»).  Личность является погруженной в некие поля: поле реальности (все, что нас окружает) и феноменологическое поле, которое имеет 2 составляющие (опыт человека о себе и о мире и то, как человек презентирует себя миру). Эти 3 составляющие д.б. конгруэнтны друг другу – когда мы какими являемся, такими же представляемся себе и другим. Но они м.б. неконгруэнтны. Неконгруэнтность приводит к росту внутреннего напряжения ---› нарастает внутренняя тревога ---› тревожность приводит к отказу от самоактуализации ( ---› невроз).

Полагал что ядро личности - это самооценка

Развитие личности по Роджерсу.

У каждой личности есть внутреннее ядро (ее самооценка). Самооценка может быть конгруэнтной или неконгруэнтной.

1. Новорожденность – бессознательное самоощущение.

2. Ребенок начинает проявлять свои особенности, начинает себя как-то оценивать. Его представление о себе конгруэнтно.

3. Чем старше ребенок, тем чаще он начинает сталкиваться с оценкой других людей – появляется внешняя оценка. Различается 2 вида оценки

- основанная на индивидуальном сравнении (сравнение с собой);

- основанная на социальном сравнении (сравнение с другими людьми).

Если другие люди оценивают его первым видом оценки, то это для ребенка позитивно. Вместе с социальной оценкой приходит неконгруэнтность.

1.      Происходит интериоризация внешней оценки, т.е. внешняя оценка, переходит внутрь человека и становится его навязанной самооценкой. Она подавляет позитивную самооценку.

2.       Невротизация, т.е. внутри возникла неконгруэнтность.

 

Ф.Е. Василюк опирался на идеи деятельностного подхода. 1 – принцип единства психики и деятельности, но деятельность – первична. 2 – принцип развития психики, сознания, личности – придать направление развития через деятельность. 3 – деят. Подход предполагает структуру деятельности:

Деятельность – мотив

Действия – цели

Операции -  Способ в зависимости от условий.

Концепция жизненных миров личности:

3 Нравственно- пассивный

4 Ответственный

 

1 Инфантильная личность

2 реалистический

 

( - Внутренний мир (простой - сложный) ( - внешний мир (легкий - трудный)

Внутренний мир – направленность личности (потребности, мотивы)

Простой – имеет эгоцентрическую направленность. Все потребности действуют как интегральная потребность жить ( Внутренний мир человека непротиворечив и гармоничен. Отсутствует чувство вины, стыда, муки совести и т.д.

Сложный – у человека наряду с эгоцентрическими потребностями представлены потребности других людей, малых и больших социальных групп(внутренний мир нестабилен, противоречив и конфликтен, т.к. трудно согласовать потребности(вина, совесть и т.д.

Внешний мир характеризует механизмы активности. Легкий – потребности реализуются «здесь и сейчас», по первому требованию предоставляет все для удовлетворения потребностей. Трудный – Не расположен удовлетворять потребности, создает препятствия. (

4 основных типа жизненного мира личности. (Характеристика по крайней точке, идеальный тип)

1 – инфантильный (простой + легкий) «Инфантильная личность» Гедонистический принцип. Удовольствие – удовлетворение гедонистических потребностей здесь и сейчас. В ситуации невозможности ( реакция по типу стресса. Мощные организмические сдвиги, вовлечены все ткани. (вопли, визги…) Если мир становится легким – стресс станет решением проблемы, и ч-к успокаивается. Если внешний мир не реагирует ( хроническое стрессовое состояние, м.б. соматизация, психические нарушения.

Для Василюка переживание – особая деятельность личности, которая направлена на совладание с ситуацией невозможности.

Личность может осуществлять особую деятельность – «деятельность переживания ситуации невозможности». Для инфантильного типа – переживание в форме иллюзорно- конструктивной деятельности. Использование механизмов психологической защиты: механизм отрицания - в сознание не допускается информация о том, что потребность не удовлетворена (из психоанализа). 1 – уход в мечты = доброкачественный вариант – у человека развиваются механизмы воображения. 2 – алкоголизация, наркотики… - злокачественный вариант, мир грез запускается при помощи химии ( разрушение организма. [В каждом человеке сохраняется глубинный пласт этого типа личности]

2 тип – реалистический. (простой + трудный). Характерны только эгоистические потребности, потребности других людей там не представлены. Включает в себя много отдельных частных потребностей, потому что м.б. такие эгоцентрические потребности, которые в условиях легкого мира не м.б. реализованы.

У него есть психологические механизмы совладания с трудностями мира:

1. Механизм реалистического отражения мира – личность справляется с трудностью мира, т.к. она объективно отражает мир и себя.

2. Механизм терпения, т.е. реалист способен ждать столько, сколько нужно.

3. Воля предполагает цели, разработку программы достижения цели, выбор внешних и внутренних средств для достижения цели, преодоления препятствий, контроль полученных результатов.

Эти 3 механизма позволяют реалистическому типу преодолевать ситуации, непреодолимые для I типа. Но и здесь могут возникать ситуации невозможности. Тогда у реалиста возникает фрустрация (отрицательное эмоциональное состояние, возникающее у человека при столкновении с барьерами, стоящими на пути к достижению цели), которая может быть обусловлена внутренними или внешними факторами. Это состояние тем болезненнее, чем значимее была для личности цель. Если фрустрируются основные потребности человека, то могут проявиться соматическое заболевание и психические расстройства.

Реалистическое переживание. Осуществление деятельности переживания:

3.      Пустить все на самотек.

4.      Удовлетворение потребностей суррогатом.

5.      Компенсация недостающих способностей.

6.      Смена вида деятельности (если внутри некоторого вида деятельности человек оказывается фрустрирован, то он меняет вид деятельности)

7.      криминализация личности – человек легко переходит грань морально дозволенности из-за легкого внутреннего мира.

3. Нравственно – пассивный тип (сложный + легкий). Основной принцип – ценностный (морально - нравственный). Одинаково значимыми являются и его потребности, и потребности других людей ( часто оказывается в сложной ситуации выбора, чаще всего эгоцентрический/альтруистический.  Эмоционально переживает ситуацию внутреннего выбора. Способ справиться с внутренним конфликтом – построение иерархии системы ценностей.

Ценности, от которых легко отказаться.

Самое главное, суть.

Построенная система работает автоматически ( выборы осуществляются автоматически. Но: нет механизмов, чтобы реально претворить в жизнь, бороться за что-либо. Внешний мир легкий – нет механизмов совладания с трудностью мира. Человек может чувствовать себя комфортно только тогда, когда человек живет в таких условиях, которые соответствуют его идеологии.

В этой ситуации ему приходится переживать по иллюзорно-конструктивному типу – человек уходит от реальности, либо иллюзорно (живет в реальных условиях трудного мира, но создает себе мирок, куда есть доступ ограниченному кругу людей), либо действительно (человек ищет в социуме ниши, где жизнь действительно относительно легкая).

В условиях давления трудного мира личность может осуществлять поступки, которые противоречат его ценностной системе, но это вызывает тяжелые переживания и это может закончиться суицидом.

4 (трудный + сложный). Ответственная личность -  все то «+», что есть у 2 и 3. От 2 – основные механизмы: воля, терпение, реалистическое отражение и т.д. От 3 – система ценностей, ядро - альтруизм. Жизненным принципом данной личности является принцип творчества. Это творчество направлено на внутрь личности, на ее ценностную систему, и направлено вовне.

Личность данного типа наиболее устойчива в разнообразных сложных жизненных ситуациях.

Такие люди м.б. в высших структурах власти, люди, на которых уже лежит какая-то ответственность.

При столкновением с ситуацией невозможности – тяжелейшее эмоциональное переживание – внутриличностный кризис. Эти ситуации возникают в связи с серьезными социальными катаклизмами. Может происходить соматизация, психические нарушения.

Тип переживания – творческое переживание. Оно направлено двояко – на внутренний мир и на внешний мир. Внешний мир – направлен на новую иерархизацию системы ценностей. Такой пересмотр ценностей не м.б. произведен только в результате работы личности, это м.б. осуществлено через творчество в внешнем мире. Трудность мира будет не столь велика, если внешний мир позволит осуществить это переоценку. Трудность мира может не позволить осуществить творческое переживание.

У каждого человека есть механизмы каждого из четырех типов, более или менее выраженные. Формирование может идти любым путем, в зависимости от жизненных ситуаций. С возрастом возможно обратное движение. Нередко формы психотерапевтической помощи исходят из упрощения внутреннего мира (онтопсихология).

 

В своей концепции Братусь выделяет три уровня психического здоровья личности:

 

1.уровень личностного здоровья ( или ценностно-смыслового здоровья).Он отвечает за определение общего смысла и назначения жизни человека, отношений к другим людям и себе.Система ценностей у личности, по Братусю, может быть здоровая либо патологическая. Ценности должны носить просоциальный характер (на благо социума), облегчать, а не усложнять жизнь других людей.

Пример: аномальной личностью будет то человек, у которого не представлена ценность «не убий»- ценность жизни другого человека.

 

Для реализации всех этих идей, представлений и отношений, представленных на первом уровне, необходима организованная активность человека, его деятельность «неизбежно несущая при  этом на себе Печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств». Это и есть:

2.Уровень индивидуально-психического здоровья. Здесь рассматриваются волевые, когнитивные, эмоциональные механизмы реализации смысловых устремлений личности. Главное - рассматривается способность человека выбрать цель, реалистически оценить ситуацию, выбрать адекватные способы достижения цели.

Пример: у киллера и у того, кто строит дом, может быть по-разному развита способность разрабатывать программу.

Второй уровень достаточно автономен от первого.

 

3.Уровень психофизиологического здоровья. То есть, нормальны или аномальны психофизиологические механизмы реализации второго и первого уровней. Этот уровень в принципе делает психические процессы возможными и обуславливает особенности их протекания.

Пример: у человека отсутствует зрение либо снижен слух, но при этом его отличает сильная воля и система ценностей его просоциальна.

 

Все уровни взаимосвязаны, но при этом достаточно автономны друг от друга. Опираясь на эту относительную автономность, Братусь строит систему моделей:

 

 Модели нормальной личности:                   Модели аномальной личности:

1личност.   2индив.   3 психофизиол.  |        1личност.   2индив.   3 психофизиол.

Уровни психич. здоровья личности     |         Уровни психич. здоровья личности

                                                                 |

                                                                 |

1.         N               N               N                     |           A                     A                     A

                                                           |

2.         N               A               N                     |           A                     N                     A

                                                           |

3.         N               N               A                     |           A                     A                     N

                                                           |

4.         N               A               A                     |           A                     N                     N

 

В данной схеме N соответствует норме, A – аномалии.

 

Эта абстрактная схема нужна как некое руководство для терапевтической работы.

Пример: в следственном изоляторе психолог работает с преступником ANA и стремится превести, трансформировать аномальную (А) ценностно-смысловую сферу в нормальную (N), и модель психического здоровья преступника стала бы NNA.

 

Критерии личностного здоровья по Борису Братусю:

N

A

1. Как личность относится к другому человеку, другим людям.

Для нормальной личности другой человек является целью, то есть другой человек интересует личность безотносительно к его собственным задачам. Важны особенности другого человека, он ценен сам по себе, своей уникальностью.

Отношение к другому человеку как к средству достижения каких-то целей данной личности (пока человек нужен и полезен, он нам необходим, но когда он перестал помогать, его можно «отбросить» как ненужный инструмент).

2. Эгоцентризм / децентрация

Децентрация: личность не замыкается на себе, живет интересами многих людей, учитывает их.

Эгоцентризм: человек думает и знает только себя, собственные потребности, а интересы и потребности других людей не учитывает

3. Характер жизнедеятельности, способы ее осуществления

Характерен творческий характер жизнедеятельности: у нормальной личности есть определенный замысел о самой себе, о том, какую жизнь она должна прожить, чего достигнуть.

Характерен реактивный способ жизнедеятельности: у Личности нет абсолютно никакого замысла о себе, представлений о собственной жизни, и в силу этого она зависит от обстоятельств и других людей. (Таких людей часто зовут «перекати поле»)

4. Отношение к свободе

Для норм. личности характерна потребность в так называемой «позитивной» свободе (свобода для), то есть личность стремится освободиться от рутинных норм и правил, чтобы самостоятельно, творчески, дисциплинированно реализовывать свой собственный жизненный замысел.

Характерна потребность в «негативной свободе» (свобода от). В этом случае личность стремится освободиться от норм и правил, но не для чего-то, а освободиться, чтобы ничего не делать. (плевать в потолок, бить баклуши и т.п.)

5. Особенности волевой сферы

Характерна развитая воля: Это подразумевает (по Герберту Спенсеру)

  • способность личности к целеполаганию
  • спос-сть разрабытывать программу достижения цели
  • выбор средств для достижения цели – как внешних, так и внутренних
  • спос-сть к преодолению препятствий на пути к цели
  • умение осуществлять контроль деятельности

Контроль может быть двух видов:

- по результату (полученный в итоге результат сопоставляем с целью)

- пошаговый контроль (каждую операцию сопоставляем с пошаговым планом достижения цели)

Характерно безволие, которое может носить тотальный характер (абсолютное безволие, человек не может даже поставить цель) или парциальный (частичное безволие, слабая воля).

6. Вера в себя

Для нормального человека характерна уверенность в том, что мои замыслы о себе могут быть реализованы, и эта вера делает личность более активной в реализации собственных замыслов.

Неуверенность в себе, безверие, человек не может творчески организовать собственную жизнь, считает, что так всегда и будет и он не сможет ни с чем справится.

7. Ответственность

Характерна внутренняя ответственность за собственную жизнь, реализацию своих замыслов. Внутренняя, означает, прежде всего ответственность перед самим собой. С этой точки зрения нормальная личность никогда не станет употреблять наркотики.

Отсутствие внутренней ответственности перед собой и ответственности перед другими людьми. Человек может приносить вред себе и окружающим. То есть для аномальной личности характерна безответственность.

8. Критерий, связанный со смыслом жизни

Характерна деятельность смыслообразования. Нормальная личность стремится искать смысл в любой своей деятельности и сквозной смысл всей жизни. Человек всегда отдает отчет, ради чего он это делает, каков личностный смысл его действия.

Характерно отсутствие всяких побуждений к поискам смысла жизни.