Пятница, 26.04.2024, 06:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Теория психосоциального развития (Э. Эриксон). 1 часть

Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Умер в возрасте 91 года в  1994 году в Америке. Последователь З.Фрейда.

Э.  Эриксон  создал  психоаналитическую концепцию  об  отношениях «Я» и общества.  Вместе  с  тем,  его концепция  -  это концепция детства.

Эрик Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Эта психологическая концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и общества.

Акцентирует внимание на адаптации человека к соц.окружению.

Жажда соц.признания:

-в природе человека существует потребность в психосоциальной идентичности;

-на протяжении жизни наблюдается сильное стремление к обретению идентичности;

-идентичность личности- важнейшая характеристика целостности человек. Человек стремится к отождествлению себя к определенной группе;

-потеря идентичности приводит к трагическим последствиям.

8 стадий развития личности, на каждой стадии человек должен сделать жизненно-важный выбор между противоположными отношениями к миру и самому себе. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом,  или конфликтом. Разрешение предыдущего конфликта обязательно влияет на успешность разрешения последующего.

Кризис – это поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определённого уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых человеку на этой стадии.

Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис,  и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Э.Эриксон рассматривает проблемы адаптации человека к социальному окружению. Эриксон предполагает, что в самой природе человека есть потребность к психосоциальной идентичности.

Идентичность – это психологическое представление человека о своем Я. Человек может идентифицировать себя с какими – либо типологическими категориями (пол, возраст, соц. статус, группа, культура, …).

 

1.      Доверие или недоверие ко всему

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.

 

Позитивный путь:

1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.

2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.

Итог позитивного пути: У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.

«Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

 

Негативный путь:

1)      когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.

Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:

а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);

б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;

в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);

г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);

Итог негативного пути: Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.

 

Содержание конфликта: «Хочу быть любимым, но это не получается». У младенца острая депрессия, ребёнок уходит в себя и перестаёт реагировать на окружающих.

Проявление конфликта: Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.

На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:

1)                         механизм проекции – приписывание окружающим каких – то свойств, это часто отрицательные свойства;

2)                         механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.

 

Динамика  соотношения между доверием и  недоверием к миру, или,  говоря словами Э.  Эриксона,  «количество веры  и надежды,  вынесенной  из  первого жизненного  опыта»,  определяется  не  особенностями кормления, а  качеством ухода  за ребенком, наличием  материнской любви и нежности,  проявляющейся в заботе о  малыше.  Важным  условием при  этом является уверенность матери  в своих  действиях. 

 

2. Самостоятельность или нерешительность

         Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить.  Возрастающее   чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль  со  стороны родителей  позволяет сохранить это чувство  через ограничение растущих  желаний  ребенка  требовать,  присваивать,  разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людях. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно – мышечная система и речь, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо.

Ребёнок переживает окружающую действительность, он вторгается в мир, перед ним встают новые социальные задачи. У ребёнка развивается самостоятельность. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

 

Позитивный путь:

Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка (ребёнок сам одевается, завязывает шнурки и т.д.). В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути:

1) у ребёнка появляется самостоятельность; автономия;

2) у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;

3) закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;

4) вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;

5) воля.

«Я владею своим телом», «Я умею контролировать себя».

 

Негативный путь:

1) родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки);

2) либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути:

1)                   у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других;

2)                   закрепляется чувство стыда перед другими;

3)                   свой гнев ребёнок обращает на себя, желаю исчезнуть;

4)                   закладываются основы скованности поведения,  малой общительности, постоянной  настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю».

Это деструктивный, разрушающий путь.

 

Содержание конфликта: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится».

Проявление конфликта: страх принятия решений, не владение аффектом, двигательная заторможенность, нерешительность.

Идентичность: когда ребёнок прыгает, бегает, он хочет обрести социальный статус того, кто хорошо бегает, высоко прыгает.

 

 Если из этой стадии ребёнок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовётся на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

  Борьба  чувства  независимости  против  стыда  и  сомнения  приводит  к установлению соотношения между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии  складывается подвижное равновесие между  этими  противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком  чрезмерно,  подавлять  его  стремление  к автономии. 

 

3. Предприимчивость или чувство вины

Эта стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет.

 Ребенок  жадно  и активно  познает  окружающий  мир; в  игре, создавая   воображаемые,   моделирующие   ситуации,   ребенок  совместно  со сверстниками  осваивает  «экономический  этос  культуры»,  то  есть  систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется  желание   включиться   в   реальную  совместную  со   взрослыми деятельность, выйти  из роли маленького.  Но  взрослые остаются для  ребенка всемогущими и непостижимыми,  они могут пристыживать  и наказывать. 

В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.

Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о  том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.

 

Позитивный путь:

1)     взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;

2)     родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.

3)     взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.

4)     детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.

Итог позитивного пути:

1)      у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;

2)      возникает чувство товарищества с родителями;

3)      появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.

4)      ребёнок способен принимать на себя ответственность.

    «Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».

 

Негативный путь:

1)      родители говорят, что игры утомительны и вредны;

2)      вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;

3)      родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.

4)      родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.

Итог негативного пути:

1)      ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;

2)      переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.

3)      ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.

4)      пассивность.

«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что  я делаю, они готовы меня уничтожить».

 

Содержание конфликта: «Мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, потому что я всё делаю неправильно».

Проявление конфликта: страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.

Идентичность: Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.

 

Значение, которое Эриксон придаёт игре в этом возрасте.

а) когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Например, ребёнок пережил наводнение;

б) воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками;

в) тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навящивого эффекта.

Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.